Закон о защите прав потребителей. О чём он? Часть 3.

По определению, данному в Законе, товар (работа, услуга) имеет недостаток, если он не соответствует

  1. предусмотренным обязательным требованиям закона к такому товару (работе, услуге);
  2. условиям договора между потребителем и продавцом (исполнителем);
  3. целям, для которых обычно используется такой товар (работа, услуга);
  4. целям, для которых потребитель приобретает данный товар (работу, услугу), при условии, что такая цель была потребителем заявлена перед заключением договора;
  5. образцу или описанию товара (работы, услуги) при продаже по образцу или описанию.

При обнаружении одного из пяти несоответствий, мы смело можем констатировать наличие у товара недостатка. Это сильно упрощает жизнь нам, как потребителям, так как при возникшем случае нарушения наших прав, связанным с качеством товара, нам нужно просто зафиксировать факт несоответствия одному из приведённых выше пяти условий. Кстати, и сами эти условия представляются всеобъемлющими, такими, что продавец никак не сможет увильнуть от признания наличия недостатка у товара. А признание недостатка товара, в свою очередь, накладывает на продавца обязательства, предусмотренные Законом (информирование, замена в случае обнаружения, компенсация и т.п.). Таким образом, «Закон о защите прав потребителей» освобождает нас от ненужной и неприятной полемики с продавцом о том, является ли какое-либо свойство товара недостатком или не является.

Ещё одно важное для нас определение, связанное с недостатком товара– «существенный недостаток товара (работы, услуги)». Узнаём, что это «неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки». То есть этот термин дополняет предыдущий. В зависимости от того, признается недостаток существенным или не существенным, могут возникнуть различные, предусмотренные Законом, последствия для продавца.

Все рассмотренные нами определения не зря даются в самом начале Закона. Любой, кто откроет этот документ, должен чётко представлять себе, какие вопросы касаются сферы защиты прав потребителей. Преамбула Закона даёт нам понять, какие отношения будут регулироваться последующими положениями, кто является участниками этих отношений и какие противоречия могут возникнуть в результате этих отношений. Правовая грамотность вполне доступна практически для любого человека в наше время и в деле защиты своих прав является надёжным подспорьем. Каждый из нас является потребителем каких-либо товаров и услуг, и нельзя переоценить важность регулирования процессов в этой области. Не бойтесь отстаивать свои интересы даже на таком мелком, бытовом уровне. Боритесь за свои права, и в этом вам поможет «Закон о защите прав потребителей».